ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ СИСТЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Вопрос о месте подразделения экономической разведки в орга­низационной иерархии предприятия сильно зависит от требований, предъявляемых к ней руководством. Но в любом случае это подраз­деление должно так построить свою работу, чтобы не оказаться по­степенно оттеснённым на предприятии на «третьи роли», подальше от его руководства.

Система сбора информации будет эффективно работать только при постоянном контакте с внешней средой и с руководством пред­приятия, принимающим решение.

Место подразделения экономической разведки в системе управ­ления конкретным предприятием определяется рядом факторов, к которым можно отнести:

■ позицию, которую занимают владельцы и руководство пред­приятия;

■ компетентность владельцев и руководства и практический управленческий опыт;

■ личные и деловые интересы;

■ деловые качества личного состава подразделения экономи­ческой разведки.

Российская действительность даёт возможность говорить о том, что важнейшим фактором, определяющим состояние системы управления хозяйствующим субъектом (одним из важнейших ком­понентов которого является экономическая разведка), является лич­ная позиция его первого лица.

Основными факторами, формирующими личную позицию, яв­ляются:

■ внешние факторы (состояние рынка, политика государства, действия конкурентов и т. д.),

■ личная позиция (состояние здоровья, уровень агрессивности внешней среды окружения по отношению к нему лично, имеющие возможности по смене сферы деятельности и др.),

■ принятая личная стратегия (как долго находится на этом по­сту, развивать ли организацию в целом, по отдельным направлениям или вообще готовить к банкротству, в какие сферы вкладывать свою энергию и т. п.),

■ психологическая готовность и деловые способности первого лица по организации эффективного оперативного функционирова­ния и стратегического развития предприятия.

Совсем необязательно комплектовать подразделение экономиче­ской разведки полностью ветеранами спецслужб или правоохрани­тельных органов.

Как показывает практика [59], достаточно 30 % высококлассных специалистов (которые составят костяк подразделения) для эффек­тивного обучения подрастающего поколения. Наличие в подразде­лении молодёжи необходимо для его мобильности и приспосабли — ваемости к внутренней среде предприятия, а также к внешней среде окружения.

Современная экономическая разведка — это не только опыт рабо­ты по сбору информации, но и знание экономики, аудита, современ­ных информационных технологий и многое другое. Поэтому в под­разделении экономической разведки нет места людям, не стремящимся усвоить новые знания, не умеющим устанавливать контакты, склонным к конфликтному поведению.

Работа по добыванию информации, несмотря на услуги глобаль­ных компьютерных сетей, прессы и электронных средств массовой информации, — это, в первую очередь, работа с людьми, а как гово­рят китайцы, человеку со злым лицом нельзя открывать собствен­ную лавку. Касаясь работы в разведке, к этой китайской пословице можно добавить: «И работать в разведке!».

В штатном расписании подразделение экономической разведки может быть залегендировано под отдел по связям с общественно­стью, экономического анализа или маркетинговых исследований. Возможно также трудоустройство в различные отделы (отдел сбыта, юридический отдел, отдел снабжения и т. п.), имеющие ежедневные рабочие контакты с внешним окружением предприятия сотрудников подразделения экономической разведки, работающих под офици­альным прикрытием и выполняющих как разведывательные, так и контрразведывательные функции.

Встречаются и такие изощрённые ходы, как выделение разведы­вательного подразделения в коммерческую информационную (юри­дическую) фирму, учреждённую через подставных лиц и юридиче­ски никак не связанную со своим работодателем.