ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ СИСТЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Вопрос о месте подразделения экономической разведки в организационной иерархии предприятия сильно зависит от требований, предъявляемых к ней руководством. Но в любом случае это подразделение должно так построить свою работу, чтобы не оказаться постепенно оттеснённым на предприятии на «третьи роли», подальше от его руководства.
Система сбора информации будет эффективно работать только при постоянном контакте с внешней средой и с руководством предприятия, принимающим решение.
Место подразделения экономической разведки в системе управления конкретным предприятием определяется рядом факторов, к которым можно отнести:
■ позицию, которую занимают владельцы и руководство предприятия;
■ компетентность владельцев и руководства и практический управленческий опыт;
■ личные и деловые интересы;
■ деловые качества личного состава подразделения экономической разведки.
Российская действительность даёт возможность говорить о том, что важнейшим фактором, определяющим состояние системы управления хозяйствующим субъектом (одним из важнейших компонентов которого является экономическая разведка), является личная позиция его первого лица.
Основными факторами, формирующими личную позицию, являются:
■ внешние факторы (состояние рынка, политика государства, действия конкурентов и т. д.),
■ личная позиция (состояние здоровья, уровень агрессивности внешней среды окружения по отношению к нему лично, имеющие возможности по смене сферы деятельности и др.),
■ принятая личная стратегия (как долго находится на этом посту, развивать ли организацию в целом, по отдельным направлениям или вообще готовить к банкротству, в какие сферы вкладывать свою энергию и т. п.),
■ психологическая готовность и деловые способности первого лица по организации эффективного оперативного функционирования и стратегического развития предприятия.
Совсем необязательно комплектовать подразделение экономической разведки полностью ветеранами спецслужб или правоохранительных органов.
Как показывает практика [59], достаточно 30 % высококлассных специалистов (которые составят костяк подразделения) для эффективного обучения подрастающего поколения. Наличие в подразделении молодёжи необходимо для его мобильности и приспосабли — ваемости к внутренней среде предприятия, а также к внешней среде окружения.
Современная экономическая разведка — это не только опыт работы по сбору информации, но и знание экономики, аудита, современных информационных технологий и многое другое. Поэтому в подразделении экономической разведки нет места людям, не стремящимся усвоить новые знания, не умеющим устанавливать контакты, склонным к конфликтному поведению.
Работа по добыванию информации, несмотря на услуги глобальных компьютерных сетей, прессы и электронных средств массовой информации, — это, в первую очередь, работа с людьми, а как говорят китайцы, человеку со злым лицом нельзя открывать собственную лавку. Касаясь работы в разведке, к этой китайской пословице можно добавить: «И работать в разведке!».
В штатном расписании подразделение экономической разведки может быть залегендировано под отдел по связям с общественностью, экономического анализа или маркетинговых исследований. Возможно также трудоустройство в различные отделы (отдел сбыта, юридический отдел, отдел снабжения и т. п.), имеющие ежедневные рабочие контакты с внешним окружением предприятия сотрудников подразделения экономической разведки, работающих под официальным прикрытием и выполняющих как разведывательные, так и контрразведывательные функции.